ТКВ Дешикачара об асанах и парнаямах: «The Viniyoga of yoga. Applying yoga for healthy living»

19.04.2018


Издатель: Krishnamacharya Yoga Mandiram, Sudarsan Graphics Chennai, India.

Год издания: 2008.

Страниц: 399.

Язык: английский.

Автор: TKV Desikachar with Kausthub Desikachar and Frans Moors.


Книга разделена на две части:
асаны — 335 страниц и

пранаямы — 50 страниц.


Асаны и пранаямы даны:

  • – классификацией техник их выполнения;

  • – модификаций;

  • – планирования последовательности асан и пранаям на примерах терапии конкретных людей.


В книге 15 разных героев со своими физическими особенностями.  Например, Марк. Ему 23 года, у него приятный выпирающий животик. Лизи 71 год, у нее боли в шее, и хроническая гипертензия.


На их примере автор показывает как модифицировать асаны, учитывая нюансы тела,  возраста, пола, здоровья. Методология Дешикачара — индивидуальный подходе к построению асан и комплекса в целом под нюансы здоровья каждого человека.


Эта черта практики ТКВ, на наш взгляд, вытекает из чуткого отношения к людям, о котором уже писали, рассказывая о книге Дешикачара  «Сердце йоги».


О вини-йоге

Вини-йога  —  это не стиль йоги, это метод обучения йоге, пишет Дешикачар. Вини-йога помогает изучить йогу, как язык в школе: сначала буквы, потом слова, затем грамматика, а не сразу сложные предложения. Вини-йога подбирает из существующих асан самые подходящие с усложнениями, с усилениями, с видоизменениями для конкретных людям. Этот метод сравнивают с йогатерапией, но на наш взгляд, йогатерапия пошла дальше, вот пример построения комплекса в йогатерпии.


На взгляд Дешикачара, многие школы йоги сейчас используют йогу, чтобы распространять свои учения, стандартизируют асаны для создания брендов. Автор не сторонник такого подхода. Дешикачар и сам распускал имя Вини-йога, не желая чтобы, учение его отца Кришнамачарьи, называли лишь очередным стилем йоги. Вини-йога — это метод обучения традиционной йоге.


Дешикачар пишет: «Патанджали и другие мастера осознавали разницу между людьми, и потому асан такое множество. Он цитирует сутру Патанджали 3.6 »:

तस्य भूमिषु विनियोगः॥६॥

tasya bhumisu viniyogah


Перевод Свами Вивекананды:

«Its practice is to be accomplished in stages.»

«Его практика должна происходить поэтапно»

Перевод Дешикачара:
«Практика (самьяма) должна развиваться постепенно»

Перевод Sw. Satchidananda: «Its practice is to be accomplished in stages.»

Перевод Bryant: «Samyama is applied on the different stages of samadhi.»

Перевод Taimni: «Its (of Samyama) use by stages.»


Перевод Островского и Рудой:

«Ее (самьямы, которая сама по себе — это дхьяна, дхарана и самадхи) применение [осуществляется] постадийно.»


Первод Фалькова

«Они [Дхарана, Дхияна, Самадхи] должны использоваться последовательно [на одном объекте]»


О значимости сравнения множества переводов мы прочли тут.

Еще ТКВ упоминает стихи мастера йоги IХ столетия Nathamuni, которому и посвятил эту книгу. В «Yoga Rahasya» в стихах 1.31 и 4.38 Nathamuni говорит: «из-за различий в структуре тела, все инструменты йоги не предназначены для всех, а неправильная практика, может привести к болезням».


Дешикачар резюмирует: йога все время адаптируется к современным реалиям. Ее универсальность и сделала ее такой доступной и популярной. Дух йоги изначально задуман так, что подходит каждому в независимости от потребностей и особенностей, просто требует адаптации. Практикующий не должен соответствовать практике, он должен подобрать под себя способ выполнения асаны, не без помощи инструктора или йогатерапевта. «Ведь, даже моя практика юности не подойдет мне же с возрастом» — аргументирует ТКВ Дешикачар.


О практике асан и пранаям по Дешикачару



«Практику нужно постоянно адаптировать к самому себе, так как мы сами постоянно меняемся», повторяет Дешикачар. Особенность выполнения асан зависит от возраста, болезней, пола, веса, комплекции и даже жизненных интересов и целей. Для правильной практики важно понимать почему мы на йоге и какие у нас возможности.


Принципы выполнении асан:

  1. асана не должна доставлять боль;

  2. практикующий должен делать те асаны, которые он может выполнять без помощи и надзора инструктора;

  3. ощущения после практики должны становится лучше чем до практики;

  4. практика эволюционирует со временем;

  5. симптомы проблем со здоровьем, для которых применялась практика, уменьшаются.


Дешикачар много пишет об особенностях важнейшего аспекта в практике асан — регулирование дыхания. Он распределяет асаны по способу положения позвоночника, приводя многочисленные примеры и ключи к особенностям выполнения той или другой асаны. Скажем честно, такого разнообразия иллюстраций в библиотеке yogatools — мы еще не встречали.

После классификации асан, книга ведет к исполнению асаны конкретным человеком с его особенностями. Погружаемся в технические моменты: иллюстраций становится еще больше: видим нюансы входа, нахождения, выхода, усложнения асан.

Только пашчимоттанасане и ее разновидностям посвящено 7 страниц основных объяснений и еще 12 страниц вариаций выполнения этих асан, например для беременных. Также подробно Дешикачар пишет и о других группах асан и пранаямах.

Такие подсказки будят творческий подход к выполнению асан. Эксперименты с предложенными методами неизбежно подарят интересные находки для личной практики.


Что в книге «Винни-йога» найдут новички и опытные практики?



Новичок может познакомится с разнообразием асан. Книга вдохновляет на индивидуальный подход в практике. Но воспринимать ее как единственный учебник по йоге — мы бы не стали.  На наш взгляд, эта книга — практикум по индивидуальному построению комплекса йоги, но это не вся йога.

Давно практикующих, могут привлечь новые способы придать телу интересную форму, пережить что-то телесно иное. Новинки Дешикачара — усложненные или специфически измененные привычные асаны, но ведь как иногда не хватает маленького ключа: повернутой стопы, поворота глаз.

Мы считаем, что главная ценность книги в том, что идеи Дешикачара пробуждают понимание у йога любого уровня:

  • – нужно вчувствоваться, рефлексировать и экспериментировать с телом и асанами для того, чтобы достигать положительного эффекта от асан.

  • – йогу нужно подстраивать под себя, делать ее своей практикой йоги, подбирать правильные углы, кубики, подтяжки, карематы и удобную и кайфовую одежду для йоги. Самому себе искать профессионального, авторитетного инструктора, йогатерапевта, учителя, которые подскажут как лучше выполнять асану с особенностями индивидуального тела.



Назад к списку новостей

Расскажи о нас в соц. сетях: