Айенгар и другие традиции йоги

05.12.2017

Б.К.С Айенгар (1918-2014) сделал йогу популярной в западном мире. Он практиковал более 70 лет, и написал десять книг. Идеи Айенгара породили споры о том, насколько его йога традиционна. Карл Байер, профессор Венского университета в статье «Айенгар и традиция йоги», переведенной волонтерами проекта йога-сайнс, исследует взаимосвязь идей Айенгара с традиционной йогой.


Карл Байер исследует, как именно преломилась традиция йоги в учении Айенгара. Общий объем статьи — 33 страницы, поэтому мы делаем обзор ее тезисов, для предварительного знакомства.




Исследованные Карлом Байером особенности и принципы интерпретаций традиции йоги Айенгаром:


  • – Айенгар ссылается на Сутры Патанджали, Хатха-йогу и Бхагават-Гиту. Он интерпретирует первоисточники и свою практику субъективно: «сравнивая свои чувства и переживания с оригинальным текстом через непрерывную практику и совершенствование».


  • – О своем обучении Айенгар пишет мало. Внешние источники говорят: у гуру Кришнамачарьи Айенгар учился асанам два раза, по пару дней. О философском учении, медитации, вообще, нет никаких сведений.


  • – Обучение других, стало основным источником его просветления. Большинство асан он разработал совершенно по-новому. Подробный анализ асан и пранаям, бесчисленные нововведения в практику, стиль обучения — это авторство Айенгара.

  • – Айенгар обосновал значение асан и пранаямы, как необходимое условие для высших ступеней йоги. Официально уделял  асанам особую роль.

  • – Самьяме Айенгар не учил, аргументируя, что нельзя ни научить, ни объяснить ее, хотя в традициях йоги о ней идет речь и другие гуру учат самьяме.

  • – Карл Байер не нашел причин исключительного акцента на асанах и пранаям, которыми характеризуется йога Айенгара. Но верность Айенгара практике асан, не значит, что он провел жизнь лишь готовясь к высшей йоге.

  • – Новое видение Айенгара в йоге: «Все позы содержат в себе все восемь частей. Кто серьезно практикует одну из частей йоги, способен постичь, что есть йога в целом.

  • – В книгах Айенгара «Свет жизни: Йога», «Прояснение пранаямы» Карл Байер находит мало информации о философии и очень объемные описания асан.

  • – В книге «Дерево йоги» Айенгар описывает практики асан с использованием восьмичастного описания из Йогасутры Патанджали. Это нововведение Айенгара с интерпретацией классических идей о яме, нияме, дхаране, дхьяне, самадхи. Таким образом Айенгар увязал традиционные, самодостаточные практики с асанами.


Как Айенгар описывает практики асан с использованием традиционной идеи восьмичастной йоги Патанджали?


Яма в асанах. Благодаря ахимсе и сатье энергия циркулирует внутри тела без потерь. Полное натяжение и открытие каналов освобождает от жадности, скупости и зависимости от вещей. Так неприсвоение чужого и свобода от жадности до определенного уровня вплетены в асаны.

Нияма в асанах. Идея тапаса: жгучее желания выложиться по максимуму при выполнении позы. То, как мы делаем позы, отражает наш образ жизни в мире.

Пранаяма в асанах. Позу можно ощутить в полной мере, только если она пронизана мягким дыханием.

Пратьяхара в асанах. «Отойти от рутины и следовать за душой — это пратьяхара». «[...], Когда мышцы и суставы встают на надлежащие им места, тело, чувства и ум теряют свою идентичность, а сознание сияет своим совершенством. Таков смысл пратьяхары».

Дхарана в асанах. «Источником позы будет точка, которая соприкасается с землей или расположена ближе всего к земле», «осознаете участки, которые не работают, они становятся мозгом для позы, началом движения».

Переход от дхараны к дхьяне. Центрирование в асане ведет наше раздробленное эго к осознанному Я, что является целью дхьяны.

Самадхи в асанах. «В некоторых позициях мы теряем чувство двойственности и живем в мире и в радости, которые не можем выразить словами. И даже если всю жизнь нам придется бороться, чтобы еще раз испытать эту радость, оно того будет стоить».


Вот к таким выводам приходит Карл Байер в своем исследовании:

Вернемся к спорам между «скрученными йогами» и «сидячими йогами». Проведя исследования Карл, делает выводы: йоги знакомые с первоисточниками без оснований пренебрежительно относятся к йоге Айенгара. Но и ученикам йоги Айенгара будет нелишним тщательно изучать первоисточники по йоге с комментариями других учителей. Карл настаивает, что это важно для понимания собственной практики и ее углубления.

Йога без философских аспектов не духовна, но лишь телесна. С другой стороны, философия, для того, чтобы не превратиться в пустые разговоры, всегда должна быть сопряжена с практикой. Карл исследуя взаимосвязь традиции и йоги-Айенгара подчеркивает тандем телесных и духовных практик в йоге.


Статьи об истории йоги в Украине

Из видео-лекции «История йоги» мы узнаем о том, что первоисточники преломляются через призму учителя, который их интерпретирует. Так создаются авторские школы йоги. Идея вычленить в них одну единственную традиционную йогу — не реализуема.

Больше о первоисточниках и текстах по йоге, можно узнать из видео-лекции «Определения йоги».

Назад к списку новостей

Расскажи о нас в соц. сетях: